Самым непосредственным лицом, с которым можно связать начало блокировки сделок, замораживание счетов и как следствие дальнейшее их приостановление, являются работники и или должностные лица организаций осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Так, например если у работников таких организации, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то такие организации вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
Помимо прав у организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, есть и обязанности, и в случаи, если хотя бы одной из сторон операции является юридическое лицо, находящееся в той или иной степени под контролем лица, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, равно как если физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию такого лица – соответствующая операция должна быть приостановлена.
Под особым контролем находятся операции с денежными средствами или иным имуществом, физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Так операция с денежными средствами или иным имуществом, такого лица направленная на получение и расходование заработной платы в размере свыше 10 000 рублей в календарный месяц на одного члена семьи, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у такого лица до включения его в указанный перечень — подлежит приостановлению.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законом «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма», обязаны фиксировать и представлять в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами. Более того, такие организации обязаны незамедлительно представить в Росфинмониторинг и информацию о приостановленных операциях.
В свою очередь, Росфинмониторинг проводит предварительную проверку информации о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом, полученной от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В том случае если по результатам предварительной проверки представленная информация о приостановленных операциях будет признана обоснованной, Росфинмониторинг России издает Постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, о чем направляет уведомление и само Постановление о приостановлении операций, в организации.
По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются.
Сведения о приостановленных операциях и соответствующие материалы Росфинмониторинг также направляет в компетентные правоохранительные органы.
[box type=»info»]Статья 7. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ[/box]
[box type=»info»]Статья 8. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ[/box]
[box type=»info»]Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808[/box]
[box type=»info»]Приказ КФМ РФ от 16.06.2003 N 72[/box]
[box type=»info»]Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314[/box]